Сеть школ развития
эмоционального
интеллекта

Минск, ул. Шафарнянская, 11
Минск, ул. Домбровская, 9

Сеть школ развития
эмоционального
интеллекта

Как помочь ребенку чувствовать себя комфортно в школе?

Половина учебного года прошла. К этому времени обычно завершается процесс адаптации к школе первоклассников. И пятиклассники уже должны привыкнуть к новым учителям, программе и кабинетной системе. У других учеников за эти полгода появились незначительные изменения в школьной жизни: 1-3 дополнительных предмета, новый учитель, новый ученик в классе. Но обычно это не доставляет серьезных психологических потрясений.

Почему же тогда родители снова и снова слышат от детей, что в школу идти не хочется, что они сильно устают, им не интересно, до сих пор не нашли себе друзей, что боятся и даже ненавидят учителей?

Поговорим об адаптации и о других типичных школьных проблемах детей с педагогом-психологом минской Школы эмоций Софией Алпеевой и узнаем, что делать родителям, если ребенок говорит, что в школе ему не нравится?

София – специалист по эмоциональному интеллекту, учит детей и взрослых хорошо ориентироваться в мире своих чувств и эмоций, понимать их причины, знать способы, как эффективно действовать в разных эмоционально-напряженных ситуациях, как использовать эмоции в общении с людьми и в решении своих задач.

·

Почему у учеников 1 и 5 классов адаптация к школе затягивается?

Зачастую это связано с тем, что современные тенденции семейного воспитания направлены на раскрытие возможностей ребенка, его уникальность. В центре внимания стоит личность. Что нужно ребенку, чтобы он развивался гармонично? Теплое общение, любовь, принятие. И многие родители перестроились именно на такой формат воспитания. В отличие от школы.

Правда, стоит отметить, что сейчас дети очень мало предоставлены самим себе, у них нет времени, чтобы понять себя и почувствовать свои желания. Родители тщательно планируют время детей, заполняют делами и активностями все пространство, боясь перерыва для скуки. Считаю, что главное родительское искусство, которому нужно научиться — это умение слушать ребенка (в прямом и переносном смысле). И умение находить на это время.

О школе и говорить не приходится. Там на первое место выходит поведение, а не индивидуальный путь обучения и развития. Если дома ребенок много слышал, какой он молодец, что у него все получится, то в школе совсем другая реальность. Бегать нельзя, прыгать нельзя, сидим и выполняем задания, ошибки наказуемы и влияют на оценки. Школа не перестроилась и продолжает всех мерить одними мерилами, загоняя детей в одну шкалу. Сталкиваясь с другим миром в школе, ребятам нужно более продолжительное время адаптироваться, по сути, к параллельной жизни. Плюс им нужно учиться взаимодействовать с одноклассниками, а в пятом классе еще и с разными учителями.

Важно отметить еще смену и разность поколений. Не просто так пишут про детей Z, которых сменили Альфа. Альфы лучше разбираются в гаджетах, чем в эмоциях людей. А именно эмоциональный интеллект помогает быть гибким, устойчивым и успешным. Современные дети не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много времени под присмотром. Будет ли им легко адаптироваться в школе? Ответ очевиден. Вот почему сейчас процесс адаптации затягивается и усложняется.

Что делать родителям, если ребенок говорит, что в школе ему не нравится?

Спокойно разбираться, что именно ему не нравится. Понять проблему: это сложности в обучении (общие или по конкретным предметам), взаимодействие с учителями или общением со сверстниками. Способы решения этих вопросов будут разные. Поэтому важно выстраивать доверительный диалог, в котором ребенок может спокойно проговорить все свои эмоции и далее разобраться, с какими сложностями он встретился и как быть дальше. Необходимо вместе обсудить возможные варианты решения и внедрять их. А далее смотреть, есть ли изменения в лучшую сторону. Здорово, если получается выстроить коммуникацию с учителем в школе, чтобы видеть другой взгляд изнутри. Но на собственном опыте знаю, что порой можно прийти даже к варианту смены школы.

Какие вопросы задавать ребенку о школе, чтобы лучше понимать его проблемы?

Опять же, сразу мы основываемся не на вопросах, а на чувствовании своего ребенка. Родители, как никто другой, чутко замечают любые изменения в настроении и состоянии детей. Отмечаем, какие эмоции начинают превалировать в настроении: тревожность и страх, грусть, печаль или апатия, раздражительность или вспышки гнева. А далее начинаем прощупывать три сферы: учеба, сверстники, учитель.

Вопросы по учебе можно задавать через эмоцию интереса: «Какие предметы самые интересные и увлекательные?», «Есть ли с чем-то сложности?». Сразу учимся уходить от нравоучений, сравнений с другими детьми и фраз: «А вот я в твоем возрасте лучше/усерднее старался/учился». Не забывайте напоминать, что, если ему понадобится ваша помощь или поддержка, вы всегда рядом. Не «спускайте всех собак», если будут какие-то ошибки. Детям важно слышать и понимать, что мама и папа будут любить его любым – непутевым, неидеальным, допускающим ошибки. Приводите примеры из своего детства.

Спрашивайте про друзей в школе, интересуйтесь ситуациями, которые происходят в общении. Запоминайте ситуации и позже интересуйтесь, как развивались события дальше.

Ребенок будет понимать, что не только его учеба, но и его проблемы, общение со сверстниками тоже вам интересно. Степень доверия между вами будет расти. А это значит, что если ребенок попадет в проблемную ситуацию, то скорее к вам обратится за помощью, чем будет страдать в одиночестве или найдет не самый лучший выход.

Уточняйте, как складываются отношения с учителями.

Если понимаете, что начинаются какие-то сложности с конкретным учителем, нужно установить с учителем контакт самому. Это не значит, что мы вооружаемся всеми средствами, чтобы отстоять свое чадо (хотя и это порой нужно!), а стараемся посмотреть своими глазами, пообщаться с учителем, услышать его видение проблемы.

Сейчас в школе существуют индивидуальные дни для консультаций и встреч учителей с родителями. Можно воспользоваться этой возможностью. И помните, чтобы не происходило, ребенок должен понимать, что родитель всегда на его стороне и вместе вы решите любые сложности.

  • Всегда задавайте вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как прошел твой день?», «Что было интересное?», «Были неприятные моменты?», «Нужна ли моя помощь?».
  • Обращайте внимание, в каком настроении приходит ребенок со школы или какими эмоциями делится о школьном дне, спрашивать его об этом. Обязательно рассказывайте, как вы себя чувствуете, как проходит ваш день (но! Важно не «выливать» свои проблемы ребенку). На вашем примере он будет учится проговаривать события и эмоции, которые их сопровождают.
  • Замечайте, говорит ли ребенок вообще о школе, одноклассниках, учителях.
  • Мягко и ненавязчиво просите рассказывать, что самое интересное или неприятное было за день. Если ребенок тщательно старается избегать ответов на такие вопросы – это тоже маячок, на который стоит обратить внимание.

Подростки очень закрытые, не всегда откровенные с родителями. Стоит ли родителям беспокоиться по этому поводу?

Подростковый период особенный, важный и очень сложный. Ребята в этот период времени пробуют найти себя, справляться самостоятельно со своими вопросами, без взрослого, заявляя, что они уже способны на многое сами. Именно поэтому они могут о чем-то не рассказывать, чтобы не столкнуться с нашими нравоучениями, фразами: «мне виднее», «ты еще не разбираешься».

Для того чтобы этот период пройти более мягко и сглажено, самое первое, чем нужно запастись, – это терпение. Можно проговаривать, как Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Этот период пройдет обязательно, но важно, чтобы в это время сохранились доверие и открытое взаимодействие. Да, не будет наш ребенок рассказывать нам все, не будет открывать тайны своих неудач, косяков и провалов или «дел сердечных», но он должен понимать, что, если он постучит, ему откроют в любое время, выслушают, помогут, пожалеют.

Давайте им больше зон ответственности. Возьмите на вооружение волшебную фразу «Решать тебе» (подтекст – Я тебе доверяю). Но объясните, что его решение не должно противоречить ограничениям и семейным правилам. Мы не даем неограниченный выбор, нам достаточно привести со своей взрослой позиции родителя несколько вариантов и аргументировать. Мы консультанты для них, а не начальники. Ребенок разумен, и он сам хочет, чтобы у него все было хорошо в жизни. При определенной поддержке с нашей стороны он сообразит, что ему делать.

Будьте с подростками честными. И помните: мы сами для них живая инструкция и пример. Можно говорить постоянно прописные истины, но если ребенок видит, что вы поступает по-другому, то именно это для него будет призывом к действию. Плюс, он обязательно вам укажет на несоответствие ваших действий и слов.

Подростковая закрытость не случается внезапно, она нарастает постепенно, им важно начать выстраивать свой отдельный от родителей мир. Поэтому от нас нужна забота, поддержка и терпение. Пройдет эта эмоциональная отстройка, они нащупают свою почву под ногами и «вернутся в контакт». Стоит начать тревожиться, если ребенок быстро и неожиданно становится замкнутым, колючим и неконтактным. Тут уже стоит начинать разбираться, с чем это может быть связано.

Различаются ли проблемы детей в начальной школе, в средней и в старшей? Что у них есть общее?

Проблемы будут отличаться в силу возрастных особенностей и задач, которые должен решить ребенок на определенном этапе. Если в начальной школе у ребенка на первое место выходит познавательная деятельность, то она требует как интеллектуальной готовности, так и эмоциональной. Здесь родители и учителя отмечают, как часто ребенок принимает импульсивные реакции и может ли достаточно длительное время выполнять долгие и не очень привлекательные задания.

Вот какие проблемы озвучивают мне в Школе эмоций дети и родители возрастной группы 7-9 лет (курс «Повелитель эмоций»):

  • неумение найти способ остановиться и успокоиться в момент переживания сильных неприятных эмоций;
  • высокая эмоциональность, проявление гиперчувствительной реакции в рядовых обычных ситуациях;
  • неумение отстоять свою точку зрения, защитить свои границы, стеснительность;
  • буллинг;
  • зависимость от гаджетов.

В средней школе стартует младший подростковый период, когда на первое место выходит общение со сверстниками. Именно поэтому родители начинают жаловаться на снижение успеваемости, мотивации и потере учебного интереса. Подростку важно теперь разобраться со своим местоположением среди сверстников, найти или создать «свою стаю», начинает меняться самооценка. Плюс параллельно происходят колоссальные физиологические изменения и перестройка организма. Здравствуйте, гормоны! Настроение начинает «качелиться».

Старший подростковый возраст – поиск себя, самопознание, самоопределение.

Проблемы, которые озвучивают в Школе эмоций дети и родители возрастной группы 10-15 лет (курс «Эмоциональное лидерство»):

  • замкнутость, необщительность, чрезмерная робость в общении со сверстниками;
  • зависимость от гаджетов;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • буллинг;
  • низкая самооценка;
  • чрезмерная ответственность, контроль;
  • лень;
  • снижение мотивации и потеря интереса.

Как научить детей не бояться ошибок, если пословица «На ошибках учатся» к нашей школе не применима?

На нашу систему образования мы слабо можем повлиять, поэтому важно правило «на ошибках учатся» сделать основой своей семейной системы. Если я, как родитель, буду говорить ребенку, что все ошибаются, приводить примеры своих ошибочных решений, но подчеркивать полученный опыт и выводы, буду помогать найти выход из сложившейся ситуации, то его отношение к ошибкам не будет укрепляться как катастрофа и «все пропало». Учите детей видеть возможные последствия своих решений, описывайте им варианты развития событий и подводные камни, но давайте возможность им получать этот опыт и набивать шишки.

Честно говорите им, какие «правила школьной жизни» существуют, подчеркивайте разность людей и их отношения ко всему. Учителя бывают разные. Кто-то строгий, но справедливый, а кто-то может и хорош в плане знаний, но педагогика не является его сильной стороной. Поэтому важно самим перестать давить из-за оценок.

Мы можем пользоваться тремя ошибочными правилами сами:

Ошибочное предположение №1: к успеху ведет узкая тропинка, и не дай бог наш ребенок собьется с нее. Родитель начинает тотально контролировать все обучение и не давать право на ошибку.

Ошибочное предположение №2: если хочешь преуспеть в жизни, важно очень хорошо учиться в школе. Таким форматом мы можем добиться либо маниакальной мотивации (опять же без права на ошибки) или «нулевое усилие» (мне все равно). Уже доказанный факт, что на успешность в жизни не столько влияет общий интеллект и школьные успехи, сколько эмоциональный интеллект, гибкость.

Ошибочное предположение №3: если лучше стараться, много делать, всем интересоваться, то наш ребенок станет успешным во взрослой жизни. И начинаем заполнять все свободное время, чтобы наш ребенок постоянно учился и узнавал что-то новое, не давая возможности самостоятельному времени. А ведь истинный интерес, во многом, может появляться из скуки.

И вообще, почему ругаться из-за уроков бессмысленно?

               Родители иногда обнаруживают, что заставляют соблюдать правила, придерживаться взглядов, учить темы, в важность и правильность которых сами не верят.

               Дети становятся слабее, когда, решая их проблемы, родители прилагают больше усилий (% вклада)

              Если мы следим за выполнением уроков, контролируем, то мы укрепляем в ребенке уверенность, что за выполнение этой работы отвечает еще кто-то, кроме него самого.

               Мы не можем заставить ребенка делать то, чего он категорически делать не хочет, захотеть то, чего он не хочет и не хотеть того, чего он хочет.

Поэтому начинать нужно с семьи и нашего личного отношения к ошибкам.

Как родители должны поменять свое восприятие оценок и ошибок, чтобы понизить уровень стресса у ребенка?

Начать работу со своими установками относительно этого вопроса. Процесс это не быстрый. Нам тоже в свое время что-то вложили родители, что-то подкорректировала школа. Поможет навык осознанности, когда мы в порыве сказать что-то колкое, сделать замечание, разложить все ошибки и «тыкнуть» в них носом своего ребенка – говорим себе СТОП и делаем глубокий вдох и выдох. В этот момент правда произошло что-то ужасное? Из-за этого стоит сейчас спускать всех собак? Вспомните свою историю жизни с великим разнообразием решений, которыми гордиться не приходится.

Люблю фразу о том, что наша мудрость основывается на опыте, который во многом является следствием ошибок. Без ошибок мы никогда не поймем, как нужно делать, чтобы получилось. И об этой дуальности нужно помнить. Мы сами к этому приходим не сразу, а ребенку в разы сложнее.

Проговаривайте свои эмоции (Я сейчас огорчен, расстроен, возмущен), давайте оценку не ребенку, а его поступку, не вешайте клеймо глупого, безответственного, обсуждайте с ним сложившуюся ситуацию в спокойном состоянии, принимайте решение вместе.

Я своей дочери, ученице 7 класса, всегда говорю о том, что мне не важны оценки, а важны ее знания, умения и навыки, способность и умение учится. Оценка – это только маячок для нее, что нужно подтянуть, на что обратить свое внимание лучше.

Как понять, что проблемы со школой зашли в тупик, и нужно принимать «решительные меры»?

Опять же, понимать, с какими проблемами мы сталкиваемся: учеба, учитель, одноклассники. Если не получается решить учебные вопросы силами учителей в школе, можно прибегнуть к помощи репетиров. Если мы решаем проблему коммуникации ребенка с конкретным учителем и выход на диалог с ним не помогает, то привлекаем администрацию школы или района. Если вопросы с одноклассниками (например, буллинг), то здесь меры должны быть не только решительными, но и быстрыми. В такой ситуации затягивать опасно. Важен контакт с администрацией школы, классным руководителем, психологом или социальным педагогом, т.к. работа должна вестись со всем классом.

Если ситуация не решается, не меняется, а эмоциональное и психологическое состояние ребенка остается подавленным или ухудшается, значит, наступило время решительных мер. Ребенка нельзя оставлять в среде, где он находится в постоянном дискомфорте, тревоге, страхе, напряжении. Детская психика очень гибкая, но чувствительная. Тут уже зона нашей ответственности.

Имеет ли смысл искать «свою школу», «своего учителя», если через полгода видно, что ребёнок не влился в коллектив и не в восторге от учителя?

Вначале имеет смысл разобраться, почему не влился в коллектив и почему не в восторге от учителя. Чтобы потом при переходе не столкнуться с такими же проблемами. Поэтому не бойтесь обращаться за помощью к психологу, если чувствуете, что есть какие-то личностные моменты у ребенка, которые могут сильно влиять на его адаптацию в школе.

Старайтесь при выборе первой школы брать за основу выбор учителя.

На своем опыте могу уверенно сказать, что мои поиски первого учителя для дочери по отзывам родителей «по песочницам», воспитателей в садах, родителей выпускников 4-х классов увенчались успехом в свое время. В начальной школе у выбранного учителя была ключевая цель – научить детей учиться и поддержать в них высокую мотивацию. С этим она справилась очень здорово и оправдала все ожидания. А вот при переходе в 5 класс вопросов стало больше, т.к. список разных учителей вырос в разы. Тут помогает только «настройка принятия». Учителя бывают разные. Я не знаю пока школ, где все учителя, как на подбор, одинаково прекрасны. Это касается и одноклассников.

Помогут ли адаптации дополнительные кружки вне школы или наоборот помешают?

Любой дополнительный кружок – это расширение круга общения, знакомство с разными людьми, расширение кругозора и получение новых знаний и навыков, плюс заряд сил и энергии, дополнительный источник ресурсов и хорошего настроения. Чем шире круг общения у ребенка, тем лучше он видит разнообразие людей и учится общаться, находить общий язык и интересы. Это способность «нащупать», что мне интересно, и куда хочется двигаться, углубляться. Если у него есть успехи, достижения, то это дополнительный источник уверенности в себе.

Хочу подчеркнуть важность и нужность обучения в направлении развития эмоционального интеллекта. Навыки эмоционального интеллекта помогают адаптироваться не только к школе, но и влияют на успешность в жизни в целом. Поэтому дополнительное обучение имеет очень много положительных сторон, единственное не забывать о мере. Важно, чтобы у ребенка было свое личное время и время живого, нужного и очень важного общения со своими близкими.