Минск, ул. Шафарнянская, 11
Минск, ул. Домбровская, 9
Минск, ул. Шафарнянская, 11
Минск, ул. Домбровская, 9
Стеснительный ребёнок боится задать вопрос, уточнить, если что-то непонятно, поднять руку, даже если знает правильный ответ. А кто-то другой в это время получает «десятки», выигрывает конкурс, добивается своего. Стеснительные дети боятся знакомиться с новыми людьми, теряются в незнакомой обстановке. Они легко возбуждаются, с осторожностью относятся к нововведениям, быстро утомляются, бывают обидчивыми и плаксивыми.
Причины стеснительности – низкая самооценка, ограничивающие убеждения и вторичные выгоды. Это приобретённая черта характера. Защитный механизм сформировался в ответ на какую-то непростую ситуацию. Чем чаще поступки и слова ребёнка оценивают как «неправильные» и «плохие», тем чаще он старается избегать такой реакции на свои действия и подстраивает своё поведение и свои слова под чужие установки и ожидания. Он забывает про свои потребности и чувства и выбирает ориентироваться на других: что они скажут, подумают, как ответят. Эти мысли запускают реакцию стеснения. Стеснительность может перерасти в болезненный страх проявлять себя в разных сферах жизни: в учёбе, на работе, в отношениях.
Дети хотят быть менее заметными, если родители постоянно ссорятся, если на уроках кричит учитель, если над ними издеваются или насмехаются сверстники. Дети могут замкнуться от недостатка общения со сверстниками, если они часто болеют и проводят всё время дома. Замкнувшись в себе, ребёнок охраняет свой внутренний мир от внешних опасностей: обстановки и методов воспитания в семье, конфликтов в школе, во дворе, в детском саду.
А бывает, что дети уходят в себя во время болезни, от усталости или сильных переживаний. Но в этих случаях отказ от общения длится недолго. Родителям нужно быть особенно внимательными, если стеснительность возникла из-за внешних обстоятельств. Чтобы понять причину, можно попробовать ответить на вопросы:
На какие поведенческие сигналы ребёнка родителям стоит обратить внимание:
Чем раньше вы заметите эти сигналы, тем проще исправить положение дел. Стеснительного ребёнка невозможно заставить общаться. Объяснений, как нужно себя вести, ему тоже недостаточно, если он не умеет управлять собственными внутренними импульсами – эмоциями. И эта черта характера «сама не пройдёт». Как же преодолеть барьеры и комплексы?
Задача родителей – помочь ребёнку поменять представление о себе, научить понимать свои эмоции и управлять ими, вырабатывать полезные привычки: быть смелым и уверенным. Иначе говоря, помочь ребёнку изменить свой характер. Это непросто, но возможно. Как психологи и специалисты по эмоциональному интеллекту, мы можем пригласить на индивидуальные психологические консультации и дать персональные советы родителям, как быть с такими детьми. Но скажем честно, самый эффективный способ – это работа в минигруппе со сверстниками на курсе по развитию эмоционального интеллекта.
Нескольких месяцев точно не хватит, чтобы перестроить нейронные связи в мозге и научиться общаться иначе, чем раньше. Навыковый курс по развитию эмоционального интеллекта рассчитан на 2 года, так как мы будем менять глубинные привычки и установк. Долго, но результат того стоит: сформированные новые навыки пригодятся ребёнку всегда и помогут пережить любой кризис, решить любой конфликт. Ребёнок перестанет сторониться людей и новых впечатлений, сможет завести счастливые отношения, проявит в полной мере свои таланты и, если захочет, сделает карьеру.
В Школе эмоций уникальный формат обучения: в мини-группах до 10 человек мы помогаем детям менять привычки и занимаемся развитием навыков: