Сеть школ развития
эмоционального
интеллекта

Минск, ул. Стариновская, 7

Сеть школ развития
эмоционального
интеллекта

Стеснительный ребёнок

Стеснительный ребёнок боится задать вопрос, уточнить, если что-то непонятно, поднять руку, даже если знает правильный ответ. А кто-то другой в это время получает «десятки», выигрывает конкурс, добивается своего. Стеснительные дети боятся знакомиться с новыми людьми, теряются в незнакомой обстановке. Они легко возбуждаются, с осторожностью относятся к нововведениям, быстро утомляются, бывают обидчивыми и плаксивыми.

Причины стеснительности – низкая самооценка, ограничивающие убеждения и вторичные выгоды. Это приобретённая черта характера. Защитный механизм сформировался в ответ на какую-то непростую ситуацию. Чем чаще поступки и слова ребёнка оценивают как «неправильные» и «плохие», тем чаще он старается избегать такой реакции на свои действия и подстраивает своё поведение и свои слова под чужие установки и ожидания. Он забывает про свои потребности и чувства и выбирает ориентироваться на других: что они скажут, подумают, как ответят. Эти мысли запускают реакцию стеснения. Стеснительность может перерасти в болезненный страх проявлять себя в разных сферах жизни: в учёбе, на работе, в отношениях.

Дети хотят быть менее заметными, если родители постоянно ссорятся, если на уроках кричит учитель, если над ними издеваются или насмехаются сверстники. Дети могут замкнуться от недостатка общения со сверстниками, если они часто болеют и проводят всё время дома. Замкнувшись в себе, ребёнок охраняет свой внутренний мир от внешних опасностей: обстановки и методов воспитания в семье, конфликтов в школе, во дворе, в детском саду.

А бывает, что дети уходят в себя во время болезни, от усталости или сильных переживаний. Но в этих случаях отказ от общения длится недолго. Родителям нужно быть особенно внимательными, если стеснительность возникла из-за внешних обстоятельств. Чтобы понять причину, можно попробовать ответить на вопросы:

  • Похожи ли ситуации, в которых ребёнок не может успокоиться, или они каждый раз разные?
  • С какого времени начали проявляться такие его реакции на действия окружающих и события?
  • Какие травмирующие для ребёнка события произошли перед тем как он замкнулся?

На какие поведенческие сигналы ребёнка родителям стоит обратить внимание:

  • реже приходит к вам «просто поговорить»
  • перестал заниматься в кружке или секции
  • стал хуже учиться в школе
  • общение с друзьями свёл к минимуму
  • без интереса относится к событиям в семье
  • стал слишком агрессивным
  • скрывает свои эмоции
  • начались сложности с поведением

Чем раньше вы заметите эти сигналы, тем проще исправить положение дел. Стеснительного ребёнка невозможно заставить общаться. Объяснений, как нужно себя вести, ему тоже недостаточно, если он не умеет управлять собственными внутренними импульсами – эмоциями. И эта черта характера «сама не пройдёт». Как же преодолеть барьеры и комплексы?

Задача родителей – помочь ребёнку поменять представление о себе, научить понимать свои эмоции и управлять ими, вырабатывать полезные привычки: быть смелым и уверенным. Иначе говоря, помочь ребёнку изменить свой характер. Это непросто, но возможно. Как психологи и специалисты по эмоциональному интеллекту, мы можем пригласить на индивидуальные психологические консультации и дать персональные советы родителям, как быть с такими детьми. Но скажем честно, самый эффективный способ – это работа в минигруппе со сверстниками на курсе по развитию эмоционального интеллекта.

Нескольких месяцев точно не хватит, чтобы перестроить нейронные связи в мозге и научиться общаться иначе, чем раньше. Навыковый курс по развитию эмоционального интеллекта рассчитан на 2 года, так как мы будем менять глубинные привычки и установк. Долго, но результат того стоит: сформированные новые навыки пригодятся ребёнку всегда и помогут пережить любой кризис, решить любой конфликт. Ребёнок перестанет сторониться людей и новых впечатлений, сможет завести счастливые отношения, проявит в полной мере свои таланты и, если захочет, сделает карьеру.

В Школе эмоций уникальный формат обучения: в мини-группах до 10 человек мы помогаем детям менять привычки и занимаемся развитием навыков:

  • распознавать свои эмоции и состояния;
  • понимать причинно-следственные связи: почему со мной это происходит, что такого случилось, что вызвало это моё состояние, и к чему это может привести;
  • уметь переключать свои эмоции с помощью определённых техник;
  • чутко относиться к эмоциям других и уметь взаимодействовать.

ООО «Центр эмоционального развития» · Минск