Сеть школ развития
эмоционального
интеллекта

Минск, ул. Шафарнянская, 11
Минск, ул. Домбровская, 9

Сеть школ развития
эмоционального
интеллекта

Роль "Я-сообщений" в эмоциональном развитии детей

«Я-сообщения» помогают успешно взаимодействовать с другими людьми и избегать конфликтов. Все слышали об эффективности этой техники, но пользуются ею, к сожалению, единицы.

Обычно, когда другой человек поступает не так, как вы ожидаете от него, вы призываете к его совести, обвиняете или указываете на его недостатки и ошибки. Вам кажется, что он тут же исправится. Но ожидания не оправдываются, а ваши «Ты-сообщения» вызывают у человека ощущение, что вы на него нападаете. Конечно же, он начинает обижаться, защищаться или нападать в ответ.

Если «Ты-сообщениями» мы перекладываем ответственность за наши эмоции на собеседника, то «Я-сообщения» помогают корректно выразить свою точку зрения, убрать обвинительный тон и не оскорбить собеседника. Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к «Ты-сообщениям» с их обвинительным тоном. Сравните обращения к ребёнку:

  • Ты ведёшь себя отвратительно.
  • Мне не нравится, когда дети бегают по автобусу. Это опасно. Нужно соблюдать технику безопасности и сидеть в кресле.

В первом случае только оценка поведения. Ребёнок может даже не понять, что он сделал не так. Во втором – говорится о чувствах и о том, что конкретно не нравится, как это можно исправить.

 

Плюсы «Я-сообщений» от родителей

  • Родительские «я-сообщения» помогают развивать эмоциональный интеллект ребёнка. Он учится распознавать чужие эмоции, понимать, чем они могут быть вызваны, и как на эти эмоции можно повлиять.
  • «Я-сообщения» помогают и в понимании своих чувств. Например, ребёнок говорит: «Я больше не буду играть с Сашей, он жадина». Задайте вопрос: «Ты, похоже, злишься, что Саша не дал тебе свою игрушку?» Так вы поможете ребёнку назвать эмоцию и найти причину её появления.
  • Когда родители открыты и искренни в выражении своих чувств, ребёнок становится искреннее в выражении своих. Он начинает чувствовать, что взрослые ему доверяют, и начинает доверять им.
  • Высказывая своё чувство без приказа или выговора, родители оставляют за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать родительские пожелания.

 

Как построить «Я-сообщения»?

1.Прислушайтесь к себе, к своим чувствам.

Назовите чувства именно той интенсивности, которую испытываете в этот момент: мне грустно, я злюсь, я в гневе, я возмущена, мне неприятно, меня раздражает.

2.Скажите о том, что вызвало эти чувства:

  • когда ты не собираешь портфель вечером;
  • ты вырываешь руку посреди дороги;
  • если мои наушники лежат не на месте;
  • когда не выполняют свои домашние обязанности

3.Объясните, почему это вызвало у вас такие чувства:

…можно опоздать в школу или в спешке что-то забыть;

…здесь очень оживлённое движение, это небезопасно;

…я не могу найти их, когда они мне нужны;

...разделили обязанности между всеми и договорились их добросовестно выполнять.

4.Выразите пожелания и ожидания:

  • если хочешь собирать портфель по утрам, наводи будильник на 10 мин. раньше;
  • мне важно, чтобы ты держал меня за руку, когда мы переходим дорогу;
  • я хочу, чтобы мои вещи возвращали на свои места / чтобы взять мою вещь, нужно спросить разрешения и потом вернуть её на место;
  • если обязанности в какой-то день невозможно выполнить, можно об этом предупредить.

 

Давайте потренируемся преобразовать «Ты-сообщения» в «Я-сообщения»

·        Когда ты, наконец, уберёшь игрушки с пола?! – Я злюсь, что игрушки до сих пор на полу. Я уже дважды наступила на конструктор, и мне было больно. Я ожидаю, что они будут убраны прямо сейчас.

·        Опять твоя музыка орёт на весь дом! – Мне не нравится, что музыка играет так громко. Из-за неё я не могу сосредоточиться на своих мыслях. Я была бы рада, если бы ты сделал её потише или слушал в наушниках.

·        Не путайся под ногами. Ты мешаешь. – Меня раздражает, что я уже дважды дважды наткнулась на тебя и чуть не уронила посуду. Через 10 минут придут гости, и мне нужно накрыть на стол. Ты можешь или помочь мне разложить вилки на салфетки или сесть на диван и сидеть там до прихода гостей.

В идеале, конечно, добиться такой формулировки «Я-сообщений», чтобы не употреблять местоимение «ты». Важна также интонация «Я-сообщений». Если вы будете доносить их в повышенном тоне или с истеричной интонацией, они не дадут желаемого результата. В сообщениях не должно быть упрёков: «Мне не нравится, что я всё делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что.»

«Я-сообщения» можно применять во всех сферах жизни: в отношениях в паре, в семье, на работе, с друзьями. Если вовремя вспоминать о технике «Я-сообщений» и регулярно их использовать, со временем это войдёт в привычку. Но полностью отказываться от «Ты-сообщений» не нужно. Позитивные «Ты-сообщения» использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам собрал свои игрушки, ты такой молодец!»